Появилась реальная возможность снижения минимального срока действия полиса ОСАГО до одних суток. С таким законопроектом выступило большинство депутатов от партии ЛДПР, вынося его на дальнейшее голосование. Со слов заместителя ее руководителя Ярослава Нилова, идею уже давно рассматривали многие фракционеры и представители общества автомобилистов страны. Чтобы ее реализовать, потребуются обязательные изменения в существующем страховом законодательстве.
Существующий сегодня норматив делает полис ОСАГО дорогим и нерентабельным. Установленный ранее минимальный срок действия документа вынуждает большинство автовладельцев отказываться от его оформления. Им более выгодно нарушать правила и ездить без документа даже при определенном риске получения штрафа и попадания в ДТП. Сейчас к работе с предложением подключили юристов, чтобы оформить законодательную инициативу. Позднее планируется консультировать страховщиков и Центральный банк.
Предпосылки планируемых изменений
В распространяемом сегодня полисе ОСАГО есть определенные недоработки. Например, для выезда гражданина за пределы страны до суток допускается оформление договора со страховщиками на этот период. И в этот промежуток времени лицо остается надежно застрахованным. Но вероятность подобных ситуаций достаточно высока и для авто. К примеру, при его перегоне либо при совершении регистрационных действий (постановка на учет, снятие с учета, сверка и т.п.). К тому же россиянам и так доступна покупка годового полиса ОСАГО и его расторжение уже через сутки. Но возможные риски при этом полностью покрываются.
Как отмечено главным маркетологом СК «МАКС» Евгением Попковым, многим водителям, не пользующимся своим авто в течение всего года, выгодно оформлять страховки ограниченного периода действия (3 либо 6 месяцев). Также закон и ранее предусматривал выдачу полиса ОСАГО на ограниченный срок действия 1-20 дней, когда у клиента возникала необходимость зарегистрировать свое транспортное средство, снять его с учета либо пройти технический осмотр. Но, согласно собранным статистическим данным, до сих пор не наблюдался массовый спрос на приобретение подобных документов. Доля таких полисов составила не более 0.1% от общего числа оформленных договоров, т.е. их покупал менее чем один водитель из 1000.
Полученные результаты наглядно доказывают, что проводимые изменения не вызовут серьезных технических затруднений. Даже при скорой реализации инициативы, ключевых перемен во взаимоотношениях между автовладельцами и страховщиками не произойдет. Не создаст нововведение серьезных затруднений и страховым компаниям, оформляющим ОСАГО, так как выдаваемый документ предусматривает незначительную коррекцию. А изменить существующую сетку коэффициентов оплаты, с учетом выбираемых клиентами сроков, IT-службы смогут за 1-2 рабочих дня.
Существующие мнения и разногласия
Придерживаясь мнения заместителя начальника управления «РЕСО-Гарантия», методиста существующим страховым продуктам Марины Щукиной, некоторые последствия изменений минимального срока действия полисов ОСАГО могут почувствовать и страховщики и автовладельцы. К примеру, пока не уточнялась сама процедура заключения суточных договоров страхования, не рассматривалось изменение стоимости полиса в зависимости от длительности периода его использования.
Также М. Щукина считает, что продвигаемый Законопроект не должен обосновывать подобные изменения. Это создаст дополнительные разногласия с организацией «Совет Бюро», контролирующей все национальные отделения системы международного автогражданского страхования «Зеленая карта». Внутренний регламент ведомства инициировал минимальный срок действия своего страхового полиса, установив его равным 15 календарным дням.
А у официального представителя группы «АльфаСтрахование» Юрия Нехайчука предлагаемые поправки не вызвали серьезных возражений. Он напомнил, что существующее Положение по ОСАГОпринималось тремя чтениями фракций депутатов в нижней палате парламента, а страховые компании лишь исполняли спущенные решения. Поэтому, если назревшая ситуация требует новых изменений, ее следует исправлять таким же способом, но учитывая необходимое резервирование и соразмерность спускаемых тарифов на новые полисы со сложившейся рыночной ситуацией и предпосылками убыточности в страховой отрасли.