В рамках реформы ОСАГО в 2019 году будут изменены принципы тарификации на рынке страхования автогражданки. Уже точно известно, что будут пересмотрены минимальные и максимальные базовые ставки, а отдельные коэффициенты хотят и вовсе отменить.
Базовые тарифные ставки по ОСАГО
На 2019 год утверждены следующие диапазоны базовых тарифов по ОСАГО:
- Мотоциклы (категории А, М): от 694 до 1407 рублей;
- Легковые автомобили (категории В, ВЕ):
- ТС принадлежит физическому лицу или ИП: от 2746 до 4942 рублей;
- ТС принадлежит юридическому лицу: от 2058 до 2911 рублей;
- Такси: от 4110 до 7399 рублей;
- Грузовики (категории С, СЕ):
- Разрешённая максимальная масса не более 16 тонн (включительно): от 2807 до 5053 рублей;
- Разрешённая максимальная масса более 16 тонн: от 4227 до 7609 рублей;
- Автобусы (категории D, DE):
- Количество пассажирских мест не более 16 (включительно): от 2246 до 4044 рублей;
- Количество пассажирских мест более 16: от 2807 до 5053 рублей;
- Маршрутные такси: от 4110 до 7399 рублей;
- Троллейбусы (категория Tb): от 2246 до 4044 рублей;
- Трамваи (категория Tm): от 1401 до 2521 рубля;
- Тракторы, дорожно-строительные, самоходные и прочие транспортные средства: от 899 до 1895 рублей.
Поправочные коэффициенты по ОСАГО
Система коэффициентов, участвующих в расчёте стоимости ОСАГО, в 2019 году не будет дополнена новыми показателями, однако могут быть пересмотрены отдельные из них.
КБМ
Коэффициент бонус-малус – это единственный показатель, значение которого зависит только от самого водителя и при прочих равных ежегодно меняется, причём как в положительную, так и в отрицательную сторону.
КБМ связан с историей аварийности водителя. Под аварийностью в данном случае понимается не просто количество ДТП за год, а количество урегулированных страховой компанией случаев по авариям. Таким образом, если водитель стремится не ухудшить данный коэффициент по ОСАГО, то он может самостоятельно оплачивать расходы потерпевшим в ДТП без участия страховщика.
По своей сути этот коэффициент представляет собой скидку за безаварийную езду: её максимальный размер составляет 50% (13 класс); максимальный штраф за аварийность – увеличение стоимости полиса в 2,45 раза (класс М). Новичкам, у которых ещё не было КБМ, присваивается коэффициент 1. Изменений в 2019 году по данному показателю не ожидается.
КТ
Коэффициент ОСАГО за территорию – это показатель, установленный для каждого субъекта РФ в зависимости от количества автомобилей в регионе и средней аварийности. Территория для каждого водителя определяется по-своему:
- Страхователь – физическое лицо или ИП: территорией считается тот регион, в котором прописано физлицо; эту информацию берут из паспорта гражданина РФ;
- Страхователь – юридическое лицо: территория определяется по месту регистрации юрлица, прописанному в его свидетельстве о регистрации;
- Страхователь не имеет российской прописки: в расчёте участвует КТ = 1,7.
В 2019 году этот показатель отменять не будут, однако с 2020 года ожидается полный отказ от данного коэффициента.
Исчерпывающие таблицы коэффициентов КТ 2019 вы можете посмотреть здесь.
КВС
Один из важных показателей степени риска попадания в аварию – это соотношение возраста и стажа вождения. Статистически доказано, что молодые люди чаще попадают в ДТП, чем более возрастные, а новичкам, понятное дело, довольно сложно ездить безошибочно.
В связи с этим наибольшее значение коэффициента за возраст и стаж присваивается самым молодым и неопытным автолюбителям: при прочих равных их полис ОСАГО будет дороже в 1,87 раза. Наиболее лояльный тариф – у водителей со стажем более 14 лет: им предоставляется скидка в 4%.
КО
Коэффициент за ограничение количества водителей, которые могут управлять транспортным средством, связан с возможностью покупки полиса ОСАГО с их неограниченным списком. Если страховщик не может оценить каждого из управляющего ТС с точки зрения его опыта и стажа, то КО принимается равным 1,87. При наличии соответствующего ограничения КО = 1.
КС
Коэффициент за срок страхования позволяет сэкономить тем водителям, которые не пользуются автомобилем в течение всего года. Например, если транспортное средство будет задействовано в течение 3 месяцев, то КС будет равен 0,5. Обратите внимание, что этот показатель рассчитывается только для зарегистрированных в России ТС.
КП
Это аналог КС, который используется для ТС иностранных граждан, а также в случае доставления ТС до пункта техобслуживания. Здесь более широкий коридор периодов, начиная с 5 дней, однако в остальном коэффициенты схожи.
КМ
Коэффициент за мощность КМ – единственный показатель, который рассчитывается только для легковых автомобилей, т.е. для категорий В и ВЕ. В сентябре 2019 года этот показатель обещают отменить, так как он не всегда справедливо оценивает потенциальные риски при ДТП.
КМ рассчитывают, исходя из указанной в ПТС мощности двигателя в лошадиных силах; также её часто пишут в свидетельстве о регистрации. Если данные есть только в киловаттах, то их переводят в л.с. (1 кВт = 1,35962 л.с); если информации о мощности в указанных документах нет, её можно взять из официальных справочников завода-изготовителя.
КПр
По закону оформлять отдельный полис ОСАГО на прицеп не нужно: покрытие будет распространяться и на него тоже при оформлении автогражданки на основное ТС. Важно отметить, что для владельцев легковушек Кпр вообще никак не изменит стоимость страховки, т.к. он не участвует в расчёте премии. Владельцы остальных транспортных средств при наличии прицепа платят за ОСАГО больше: максимальный Кпр = 1,40 применяется для грузовых ТС с разрешённой максимальной массой не более 16 тонн.
КН
Повышающий коэффициент за нарушения применяется в особых случаях, например, когда страхователь умышленно скрыл важную информацию, влияющую на оценку рисков. Максимальный размер КН = 1,50.